Зеленодольск

Тип топонима

Топоним

Вид топонима

Ойконим

Географический объект

Город

На русском языке:

Зеленодольск

На татарском языке:

Яшел Үзән

Субъект федерации

Республика Татарстан

Муниципальный район

Зеленодольский район

Население

Общая численность: 97929 (2013 г.). Национальный состав: русские, татары.

Инфраструктура

В городе имеется механический колледж, судостроительный техникум, медицинское училище, 18 общеобразовательных школ, музыкальная, художественная школы, детская школа искусств, художественная галерея, Музей народного творчества и этнографии, 24 дошкольных и 3 клубных учреждения, 12 библиотек, 8 больниц.

Экономическое значение

В городе работают федеральное ГУП «ПО «Завод имени Серго», «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», фанерный, шпалопропиточный и машино-строительный заводы, Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, Поволжский фанерно-мебельный комбинат, предприятие «Эра»; молочный комбинат, хлебокомбинат.

Географическое положение

Расположен на северо-западе Республики Татарстан, на левом берегу р. Волга. Железно-дорожный узел (ст. Зелёный Дол) на линии Москва-Казань; железно-дорожные ветки на Йошкар-Олу, Волжск. Через Зеленодольск проходит автомагистраль Казань-Нижний Новгород. Расстояние до Казани 38 км.

История

История Зеленодольска ведёт начало от выселка, сснованного в 1854-57 гг. на берегу залива р. Волга переселенцами из с. Большие Параты (ныне Волжского района Республики Марий Эл). В 1865 г. он был официально признан властями и получил наименование Кабачищи (по названию участка прибрежной полосы, на котором располагался, – «Кабачищенская поляна»). В 1890 г. приобрёл права самостоятельного селского общества Ильинской волости Казанского уезда Казанской губернии. В 1898 г. здесь открылась церковно-приходская школа, в 1902 г. – Троицкая церковь. В 1880-е гг. близлежащий к Кабачищам залив (затон) превратился в место массовой зимовки и ремонта речных судов. В 1895 г. в Кабачищенском затоне были заложены стационарные судоремонтные мастерские, обслуживавшие казённые суда (ныне Зеленодольский завод им. А.М. Горького). С 1897 г. в официальных документах затон именуется Паратским. Это назв. закрепилось и за посёлком при мастерских, ставшим ядром будущего города. Толчок росту населения Паратского затона (Паратска) дало строительство сталелитейного завода, начатое в 1898 г. французским Волго-Вишерским АО (ныне Завод им. Серго). Кроме промышленных объектов, им было возведено 66 жилых домов для администрации и инженерно-технического персонала. В начале XX в. в посёлке функционировали почтово-телеграфное отделение, больница, трактир, чайная, 3 пивных, казённая винная, 7 мелочных лавок. В годы первых пятилеток Паратск интенсивно развивался, превратившись во второй по значимости (после Казани) промышленный центр ТАССР. 21.05.1928 г. он был преобразован в рабочий поселок Зелёный Дол, 10.03.1932 г. – в город Зеленодольск. В предвоенный период в городскую черту вошли Кабачищи и поселок железно-дорожной станции Зелёный Дол, где В конце XIX в. было создано деревообрабатывающее производство. В годы Великой Отечественной войны предприятия Зеленодольска поставляли фронту бронекатера, артиллерийские снаряды, корпуса авиабомб, пулемёты, авиацаионную фанеру, другие виды вооружения и снаряжения. В послевоенные десятилетия наряду с новыми видами оборонной продукции в Зеленодольске был освоен выпуск изделий, ставших «визитной карточкой» города (скоростные суда «Метеор» на подводных крыльях, речные буксиры, холодильники «Мир» и «Свияга», морозильные камеры, мебель и др.). 16.08.1958 г. Зеленодольск стал центром Зеленодольского района.

Этимология названия

Топоним произошел от русского слова «зеленый» и оронимического термина «дол».

Источники

Русская ономастика и ономастика России. Словарь / Под. Ред. О.Н. Трубачева. – М.: Школа-пресс, 1994. – 288 с. Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2: Г–Й. – 656 с.