Субъект федерации
Республика Татарстан
Муниципальный район
Зеленодольский район
Сельское/Городское поселение
Большеширданское сельское поселение
Население
Общая численность: 346 (2010 г.). Национальный состав: татары.
Известные уроженцы
Зайнаб Садыковна Садыкова (Садыйкова) (1921–1977) – работница сельского хозяйства, Герой Социалистического Труда.
Инфраструктура
В селе имеется неполная средняя школа, дом культуры, библиотека, мечеть.
Экономическое значение
Основное занятие населения – полеводство, молочное скотоводство.
Географическое положение
Расположено на р. Секерка, в 14 км к юго-западу от г. Зеленодольск.
История
Основано в период Казанского ханства. В XVIII-первой половине XIX вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., в селе была мечеть. В начале XX в. кроме неё здесь функционировали мектеб, 2 мельницы, 2 мелочные лавки.
До 1920 г. село входило в Ширданскую волость Свияжского уезда Казанской губернии с 1920 г. в составе Свияжского кантона ТАССР. С 14.02.1927 г. в Нурлатском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском районах.
Легенды
Когда-то на этом месте стояла мусульманская деревня Бишбатман. В давние времена из Булгар частенько приходили сюда на лето пасти скот. К началу лета пять-шесть человек выходили к озеру Ширдан, что находится у Свияги, а к зиме возвращались обратно в Булгары. После распада Булгарского государства эти люди окончательно поселились в привычном для них месте. Но строить дома на берегу озера не решились, опасаясь наводнений, и пошли за советом в Бишбатманы к сородичам. В те времена в Бишбатманах жил человек по имени Бикташ, вместе с нем и отправились переселенцы на поиски подходящего места. Для начала решили остановиться и заночевать там, где сейчас находится Бурабия, но во сне послышались им звуки церковных колоколов. Знак этот мусульмане сочли недобрым и пошли дальше. Бурабии тогда ещё не было. Это русское село появилось недавно. Раньше ширданские поля соединялись, говорят, с полями Белаволги и образовывали низину, где сейчас находится Иске Юрт. В полях Верхнего или Большого Ширдана есть низина. Решили путники остановиться и заночевать в ней. Все шесть человек нашли это место подходящим и поселились здесь. Один из шестерых пришёл сюда с двумя сыновьями. Имя этого человека нам неизвестно. Одного из его сыновей звали Бираш (Байраш), второго – Атнахаджа. До сих пор в деревне Иске Юрт бьёт родничок, вырытый Атнахаджой и названный его именем. Их отец прожил недолго. Сразу после переселения он предпринял паломничество в Мекку и где-то в дороге погиб. Очень богато жили люди на новом месте, имели по несколько тысяч лошадей и коров. Сейчас в поле Ачасыра есть родничок, называемый ключом Бираша. Считается, что его открыл Бираш. У Атнахаджи и Бираша был дядя, родной брат отца по имени Асхада. Все называли его «бабалар баши», то есть главою рода. Жил он в Бишбатманах. Из детей Бираша известно имя лишь одного – Абдуразяка. Абдуразяк был человек просвещённый, почтенно именуемый в народе муллой Абдуразяком. Его-то мы и считаем своим предком, хотя им фактически является Бираш. И всё же мы предпочитаем Абдуразяка. Нам нравятся его ум и слава, его образованность. Недолго оставались первые поселенцы в Иски Юрте, вскоре они переселились на место теперешнего Ширдана.
Источники
Әхмәтьянов Р.Г. Татар теленең этимологик сүзлеге: Ике томда. I том (А – Л). – Казан: Мәгариф – Вакыт, 2015. – 543 б.
Саттаров Г.Ф. Татар топонимиясе. – Казан: Казан ун-ты нәшр., 1998. – 438 б.
Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002. – Т. 1: А–В. – 672 с.
Татар теленең зур диалектологик сүзлеге / төз. Ф.С. Баязитова, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыйкова, Т.Х. Хәйретдинова. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2009. – 839 б.